Автономная некоммерческая организация содействия созданию и внедрению единых цифровых технологий «Решения в цифровой сфере» сообщает о готовности к окончательной разработке инновационной системы мониторинга, предупреждения и контроля чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (далее в тексте – Система).

Данная Система является частью цифровой трансформации и основана на цифровых решениях.

Базовые задачи, возможности и преимущества Системы:

Система позволяет создать управляемую, автоматизированную, высокоэффективную структуру (программный продукт) по всестороннему мониторингу, анализу, прогнозированию, предотвращению, противодействию и устранению всех видов техногенных, природных (в т.ч. экологических) рисков, и может использоваться (встраиваться), как важный элемент обеспечения обороноспособности государства и противодействия террористическим угрозам.

Система построена на инновационной парадигме архитектуры приложений и позволяет использовать в своей работе данные любых сторонних источников (ГИС, ведомственные сети, независимые сети датчиков и т.п.), что существенно снижает себестоимость её создания, и позволяет совместить все виды мониторинга, и системы управления базами данных в одном алгоритме.

Архитектура Системы позволяет проводить постоянный автоматический многоуровневый контроль работы всех задач и снижает нагрузку на персонал, систематизирую и обрабатывая поступающую информацию для определения актуальности, полноты, законности, и соответствия поставленной цели.

Система построена вокруг функционала цели (задачи, запрошенной идеи и т.п.) и не ориентируется на территориальную или ведомственную вертикаль, а включает все подобные структуры в Единый комплекс универсальных модулей.

Таким способом производится объединение всех доступных ресурсов вне границ и ограничений.

Масштабирование каждого блока модулей возможно на любой уровень компетенции, в любой проект или на любую территорию, при этом сама Система позволяет целостно соединить все блоки между собой, получить синергетический эффект, и единую структуру вне зависимости от конкретного набора привлечённых структурных элементов. Это достигается за счёт самой архитектуры системы, как на уровне приложений, так и на уровне кода каждого пакета (компонента или его набора).

Таким образом, Система может быть выстроена в любой конфигурации и с любым базовым набором входящих, и исходящих, баз данных (и протоколов управления), что позволяет, на её основе, создать единую структуру под любой функционал, любые задачи и цели, как в масштабах региона, так и в масштабах всей страны, без необходимости разработки отдельных приложений и подсистем.

Система разработана на основе в соответствии, и с использованием:

  1. Положений ГОСТ Р 22.1.01-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ».
  2. Положений ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий.»
  3. Положений ГОСТ Р 22.0.03-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.»
  4. Положений ГОСТ Р 22.0.04-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.»
  5. Положений ГОСТ Р 22.0.05-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.»
  6. Положений ГОСТ Р 22.0.06-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий.»
  7. Положений ГОСТ Р 22.1.02-95 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения.»
  8. Положений ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель.»
  9. Способа построения и функционирования автоматизированных систем управления с постоянной оценкой уровня безопасности (ISBN 978-5-4472-8084-0).
  10. Положений Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды”.
  11. Положений Федерального закона РФ от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”
  12. Положений Градостроительного кодекса Российской Федерации №190-ФЗ.
  13. Положений ГОСТ Р 22.1.14—2013. «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы информационно-вычислительные структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Технические требования. Методы испытаний.»
  14. Положений ГОСТ Р 22.1.12-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования.»
  15. Положений ГОСТ Р 31937 – 2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.»
  16. Положений ГОСТ 24846-2012 «Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений».
  17. Положений ГОСТ Р55535—2013 «Глобальная навигационная спутниковая система, Методы и технологии выполнения геодезических работ. Общие технические требования к системам геодезического мониторинга».
  18. Положений ТР П-119-03-СМ-02-2010 – «Технический регламент по проведению научно-технического сопровождения и мониторинга строительства большепролетных, высотных и других уникальных зданий и сооружений»
  19. Положений «Методики геодезического мониторинга технического состояния высотных и уникальных зданий и сооружений МДС 13-22.2009».
  20. Положений Закона Республики Саха (Якутия) от 22 мая 2018 года N 2006-З N 1571-V «Об охране вечной мерзлоты в Республике Саха (Якутия)».
  21. ГОСТ Р 57100-2016/ISO/IEC/IEEE 42010:2011 «Системная и программная инженерия. Описание архитектуры.»
  22. Положений Федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 21.12.1994 N 68-ФЗ,

и другими необходимыми стандартами, нормативами, документами и решениями.

Краткое описание построения и работы системы:

1. Система основана на Единой архитектуре многомерного построения, распределённой по принципу разделённого реестра (Блокчейн) и топологическом инварианте целостных связей.

2. В основе построения Системы заложены принципы:

2.1. Цифровизации процессов и использования новейших принципов, и разработок с сфере АСУ.

2.2. Единого стандарта для построения любого уровня компетенции и регионального размещения.

2.3. Использования (имплементации) готовой (существующей) компонентной базы реализации.

2.4. Автономности работы с постоянной оценкой уровня безопасности и обеспечением сквозного контроля рисков и негативных факторов.

2.5. Проектного построения на основе независимых распределённых модулей с возможностью создания (включения) в целостную систему федерального уровня.

2.6. Создания, постоянного наполнения и своевременного использования автоматизированной базы решений в области предупреждения (предотвращения) и контроля (состояния, проверки, устранения) чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

3.Система позволяет в автоматическом режиме осуществлять следующие комплексы мер по предупреждению и контролю ЧС:

3.1. Получать информацию любыми доступными способами.

3.2. Анализировать информацию по инновационный стандартам с применением сетей машинного обучения и встраиваемых блоковых решений.

3.3. Выдавать рекомендации по устранению выявленных нарушений (принимать заложенные действия при наличии встроенного алгоритма и функционала).

3.4. Выдавать рекомендации по оптимизации и совершенствованию существующей практики предупреждения и мониторинга ЧС (принимать заложенные действия при наличии встроенного алгоритма и функционала).

3.5. Выстроить единую и прозрачную структуру получения, проверки, принятия решения, и контроля исполнения, по любому информационному кейсу, с поддержанием максимального уровня компетенции, применением оптимальных решений (в том числе в автоматическом режиме), противодействием незакономерным и деструктивным шагам любых субъектов, встраиванием в Единую систему на любом уровне компетенции.

3.6. Использовать все компоненты любых уровней и направлений (технический, экологический, коммуникационный мониторинг, обращения граждан и предписания контролирующих лиц и т.п.) и создать Единую Систему полностью обеспечивающую безопасность существования, предотвращение и устранения любых факторов ЧС.

Существенной частью Системы выступают цифровые комплексы и цифровые решения по их эффективному применению.

Под эффективностью, в данном случае, понимаются следующие характеристики:

1. Снижение финансовых и других ресурсных затрат на проведение мониторинга, предупреждения и контроля чрезвычайных ситуаций техногенного и природного значения, в том числе:

1.1. снижение затрат на фонд заработной платы;

1.2. снижение затрат на сбор (получение) материалов, на проведение проверки поступивших материалов, и контрольные функции по их исполнению;

1.3. исключение факторов увеличения стоимости проводимых работ (затягивание процессов, незакономерное дублирование функций, экстенсивный способ осуществления мероприятий и т.д.).

1.4. возможность этапного проектного финансирования с постепенным созданием систем в каждой территории и на каждом уровне компетенции;

1.5. создание Единой системы для мониторинга в рамках предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (оптимизация затрат)

1.6. использование (аргументированное встраивание) готовых цифровых (электронных) компонентов, существующих на рынке, без критичной необходимости финансирования дополнительных смежных разработок.

2. Увеличение скорости принятия решений в системе, в том числе:

2.1. применение сетей машинного обучения, цифровых протоколов и алгоритмов (блоков) целевых решений;

2.2. исключение факторов незакономерного затягивания процессов;

2.3. распределение полномочий и создание точек перекрёстной проверки результатов;

2.4. выстроенной целостной системы управления и контроля основанной на инновационных разработках сфере управления автоматизированными системами.

3. Отсутствие дополнительных затрат на встраивание новых блоков и имплементацию системы в другие системы с повышением уровня компетенций (принцип единообразия).

Применение цифровых решений для создания вышеуказанной системы включает в себя следующие компоненты:

  1. Архитектуру, алгоритм и программную часть ядра системы и протоколов внутреннего и внешнего взаимодействия, в том числе для имплементации готовых цифровых решений;
  2. Использование библиотек (блоковых компонентов) внешнего или встроенного характера для обработки функций и протоколов работы системы (сети машинного обучения, эвристические и «облачные» элементы, коды доступа, встроенные программы обработки информации и т.п.).
  3. Внешние цифровые (аппаратные, электронные) устройства (системы) получения, первичного анализа, и передачи информации в рамках работы Системы, в том числе:

3.1. Датчики (автоматизированные комплексы) с готовыми протоколами работы.

3.2. ГИС (всеобщие и ведомственные), в том числе Госуслуги, Активный гражданин и т.п.

3.3. Цифровые (электронные, сетевые) системы целевого, и информационного наблюдения (мониторинга).

3.4. Электронные Устройства прямого ввода информации в Систему через протоколы доступа и верификации, в том числе с применением специализированных приложений в мобильных устройствах (социальный и служебный доступ) *.

Окончательная разработка и внедрение Системы позволит получить следующие многомерные преимущества в осуществлении мониторинга, предупреждения и контроля чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера:

  1. Систематизировать все уровни и компоненты мониторинга, предупреждения и контроля чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера в одном протоколе и в одной системе.
  2. Построить систему любого уровня компетенции на Единой базе и по Единому принципу с возможностью многократного расширения конфигурации (уровня компетенции) путём простого наращивания компонентов (без требований новой разработки).
  3. Максимально повысить скорость принятия работы комплекса мер по предотвращению и реагированию на ЧС и исключить субъективный фактор в принятии решений, основанный на ошибках исполнителей.
  4. Постоянно, в автоматическом режиме, осуществлять сбор, анализ, выдачу рекомендаций и контроль исполнения всех существенных факторов обеспечения техногенной и природной безопасности граждан и государства.
  5. Применить самые инновационные продукты, разработки и решения в сферах кибернетики (АСУ) и в цифровой сфере.
  6. Применить принцип Единого окна (встроить в протоколы работы ГИС) и активизировать (использовать) участие социума в решении вопросов мониторинга, предупреждения и контроля чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
  7. Имплементировать компоненты системы в интересах специальных структур и служб.

Для окончательной разработки инновационной системы мониторинга, предупреждения и контроля чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Автономная некоммерческая организация содействия созданию и внедрению единых цифровых технологий «Решения в цифровой сфере» приглашает заинтересованные стороны к взаимовыгодному сотрудничеству.


*архитектура системы позволяет устранить риск ошибочных (деструктивных) запросов на реагирование Системы.